Книга литературного тандема:
Вассбар и Зимаков.

"Корни России"

Здесь Сайт Книги
и бесплатный фрагмент

Отзыв о романе "Корни России"

Роман "Корни России" - это, собственно, мифологическое произведение, в основу которого положены реальные факты из жизни русских переселенцев-староверов, истории гражданской войны, трагических 30-х годов, расцвеченных мрачными картинами Красного террора в Бийске, Барнауле и на Алтае.
Мифологическая составляющая заявлена в самом начале повествования - легендой о том, как Бог решил создать на земле Золотой Край - обитель мира и счастья. Призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Сказал: "Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю". [... ] Там и возник Золотой Край, название которого - Алтай, что в переводе означает "золото". Соответственно, читательское восприятие и настраивается на этот сказочно-реалистический лад большого повествования.
В романе нет привычного классического сюжета. Это скорее панорамное полотно, складывающееся из мозаики многих сюжетных линий, показывающих судьбы конкретных героев, отдельных семей и общностей, определяющихся, например, местом проживания, как это происходит в случае с историей таёжного села Карагайка: "Село ещё спит, не вьются дымки из печных труб, и петухи спят на насестах, но в доме старшего Косарева кто-то бодрствует, что понятно по шороху за печью. Может быть, это кот? Нет, он спит, свернувшись калачиком на тёплой кошме. Тогда, возможно, старый дед Данила, что в семействе Косаревых поднимался первым и монотонным, занудливым стуком своего самодельного деревянного протеза будил всё семейство, даже поднимал с лежанки кота - всегда сонного и ленивого". Село просыпается, чтобы вступить в праздничную неделю: "Обмороженная луна ещё высоко в небе, но вот из труб уже потянулись тонкие серые струи дыма. Разминая косточки, проснулись старики, за ними встали с постелей их старшие дети, а вскоре покинула полати и ребятня. Сегодня 28 января 1885 года, понедельник, радостный праздник, которого все, и стар и млад, ждали целый год,- боярыня масленица".
Этот сказочный зачин, однако, постепенно выводит читателя в реальную жизнь сельчан, где тесно соседствуют разные характеры и судьбы, добро и зло, доблесть и предательство, жестокость и любовь. А также и то, что полностью ломает жизнь села и всей России: "В марте 1917 года Карагайку, как и всю Россию всколыхнули тревожные вести из столицы, в которые жители далёкого алтайского таёжного села не сразу поверили [... ] "Уважаемые братья, собрал я вас по важному вопросу, - обратился глава староверческой общины Михаил Ефтеевич Долгов к приглашённым в свой дом главам уважаемых в общине семейств. - Получил я сегодня днём известие от волостного старшины. Пишет, что наш царь Николай от престола отказался, и лихой народ в Петербурге и в Москве взбунтовался. Ещё пишет, что разброд какой-то на фронтах и по столице пьяные солдаты с красными бантами на шинелях ходят и лютуют. Вот поэтому вопросу и собрал я вас, совет держать надо, сообща, значит, осмыслить весть тревожную и подумать, как быть, как жить дальше. Как избежать разброда в общине нашей православной".
Но ни поход за советом к старцу Антонию, ни обсуждение событий на общем сходе села, ни решения, принимаемые сообща, ничто не спасает хранителей старой веры от надвигающегося катка страшных перемен. Ломается ход жизни, ломаются судьбы, сила веры в очередной раз подвергается тяжелейшим испытаниям. И катится колесница революции, Первой мировой и жесточайшей гражданской войны по живым людям. Тащит за собой праздных и охочих до греха столыпинских переселенцев, развратную девку Дуньку, охотно торгующую своим телом. Образ Дуньки - это, конечно же, символический портрет сатанинской революции и времени, в котором для староверов, фактически, не остаётся места.
И красные и белые, и вольные бандиты - все одинаково хищно и безжалостно обрушиваются на людей, их веру и жизнь. Всё становится предметом добычи и торга - если хочешь остаться живым, отдай всё, что у тебя есть, в том числе, и совесть, и душу.
Красное колесо террора довершает трагедию народа. Законы в начале 30-х годов прошлого века обирают крестьян до нитки. Расстрелы становятся нормой этого страшного времени, когда судьба любого человека решается за минуту - одним словом Чёрной тройки. Так легендарный Золотой Алтай захлёстывает кровавая волна Красного кошмара. Так красивая легенда о вольной Земле Беловодья тонет в адовых нечеловеческих страданиях.
Но вера в справедливость не умирает. В народе живёт предание о Пророчице Софье Ивановне, которая говорила - кто закон божий попирает, того настигнет кара господня. И вот один из бандитов, нарушивших могилу её мужа, когда в неё захоронили их дружбана-преступника, лезет на рябину, растущую в изголовье, и погибает, падая на колья ограды. Один из героев романа - старовер Снежин, знающий дорогу к схронам с золотом, соглашается ради спасения людей, провести бандитов к месту клада. Но страшная гроза, разразившаяся во время пути, сжигает автомобиль с грабителями.
Вера православная ведёт героев романа к подвигам в Великой Отечественной войне и к той эпохе, когда происходит возрождение Православия и обретение Божьей благодати для тех, кто веру свою не предал.
Многочисленные сюжетные линии романа, где лирические отступления, достоверно нарисованные характеры и судьбы героев соседствует с точными историческими фактами, поданы столь динамично и достоверно, что невозможно оторваться от чтения. Роман, фактически, представляет собой развёрнутый сценарий захватывающего сериала, где реальность, мифология и магия авторского видения истории Алтая, рисуют потрясающую картину величия человеческого духа, питаемого крепостью веры и любовью к Земле русской, ибо Алтай - её часть.
И в заключение хочется сказать, что, несмотря на то, что роман создан всего за четыре месяца в 2018 году, работа по изучению материалов темы, предшествующая написанию текста, проделана громадная. И ещё, роман "Корни России" - это произведение, рассчитанное на любителей хорошей современной прозы, обладающей одновременно качествами исторической и приключенческой литературы.
Людмила Козлова. (СП России, Бийск, Алтай).

Виктор Вассбар о Людмиле Козловой.
Людмила Максимовна Козлова кандидат химических наук, автор более пятидесяти научных работ.
Член союза писателей России, автор более тридцати литературных произведений, изданных в России и за рубежом.
Лауреат Международной литературной премии им. Сергея Михалкова (2008),
Международной литературной премии "Лучшая книга года" (2014,Берлин, Германия),
премии Алтайского края в области литературы (2010),
краевой премии им. В. М. Шукшина (1991),
премии Славянского общества (2005),
краевой премии им. Л. С. Мерзликина (2003), им. Н. М. Черкасова
(2010). Победитель издательского губернаторского конкурса в 2009 и 2015 гг.
Награждена Почётными грамотами Администраций Алтайского края, г. Бийска и Правления Союза писателей России.
Награждена специальным Дипломом Берлинского литературного института им. А. П. Чехова за укрепление культурных связей с Германией (2014).
Комиссией по награждению СП России и журнала "Бийский Вестник" награждена медалью "Василий Шукшин" (2015).
Основатель и издатель журнала Бийского отделения СП России "Огни над Бией"
(издаётся с 2004 г. и по настоящее время).
Литературный редактор журнала "Бийский Вестник".

Щёлкните Здесь, чтобы прочитать синопсис романа

Здесь все книги Виктора Вассбар
По ссылкам у обложек можно пройти на сайт книги
и прочитать бесплатный фрагмент

Благодарю за внимание оказанное сайту.
Виктор Вассбар.